Испытательный срок «Как завоевать свое место под солнцем»
В нынешние времена, наверное, даже в дворники тебя не возьмут, предварительно не оговорив: если пройдете испытательный срок. И вряд ли он окажется пустой формальностью. Прохождение испытательного срока - целое искусство. Поначалу кажется: невелика проблема - за 2 или 3 месяца доказать, что работодатели не ошиблись в тебе. Но именно что только кажется. Случаев, когда через 2 месяца или 2 недели тебе выдают деньги со словами: "Спасибо за работу, но вы нам не подходите", сегодня предостаточно. И чем я им не подошла, думает соискатель в отставке.
Почему любовь не вышла? По большому счету, причин, по которым вы с работодателем можете "не сойтись характерами", всего три.
1. Руководство само не знает, чего хочет. И регулярно меняет кандидаток на вакантное место в надежде найти единственную и неповторимую. Именно это произошло с моей знакомой - Ириной. Она устроилась в издательство, вроде неплохо работала, замечаний особых не было, но через полтора месяца ей объявили, что "у нее не получается и она должна сдать дела новому человеку". "Я, разумеется, расстроилась, - делилась Ира, - и все думала, что же я не так делала. Какие-то ошибки у меня, конечно, случались, но это и понятно - я же новый человек, чего-то пока не знаю. Эта неудача сказалась на моей самооценке. Где-то месяца через три я позвонила в то издательство по своим делам. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что после меня на этом месте пробует себя уже третий человек!" Этот вариант, пожалуй, самый неприятный. Руководство принимает тебя на работу и увольняет по каким-то своим соображениям, которые ты едва ли сможешь предвидеть заранее. Застраховаться в этом случае довольно сложно. Единственное, что ты можешь сделать, поинтересоваться мимоходом, долго ли работал на этом месте твой предшественник и как давно здесь работают остальные коллеги. И если ты обнаружишь то, что называют текучкой кадров, будь готова к неожиданностям.
2. Ты не знаешь, что ты можешь (и не можешь). Речь идет просто-напросто о твоем несоответствии занимаемой должности. Кстати, очень часто это следствие просчета отдела кадров, а вовсе не лукавства испытуемой, приумножившей на собеседовании свои знания и опыт. Я помню смешную историю, случившуюся с одной девушкой лет 5 назад. Впрочем, смешной она казалась слушателям, рассказчице же было совсем не до смеха. Девушка устраивалась работать в совместное предприятие, где, естественно, требовалось знание английского, который она, в принципе, учила в школе. Внешность нашей рассказчицы соответствовала европейским стандартам, язык был подвешен... Что она рассказала о себе на собеседовании, не знаю, и как ей удалось пройти собеседование, тоже непонятно, поскольку взяли ее не секретарем, как она хотела, а вести переговоры с иностранными клиентами - на английском языке, само собой. Пару недель она как-то обходилась знаниями, полученными в спецшколе, но когда на фирму приехали американцы, девушка общаться с ними не смогла, несмотря на свой подвешенный язык. То есть она просто не понимала, о чем они говорят. В тот же день ее испытательный срок был закончен досрочно.
3. Не вписалась! Бывают случаи, когда расстаются с работником непонятно почему, хотя вроде бы и знания есть, и необходимые навыки, и опыт. На самом деле профессионализм - это замечательно, но умение вписаться в коллектив, общаться с коллегами не менее важно.
Ты можешь быть сколь угодно высококлассным специалистом, но если ты не умеешь строить отношения с людьми, то тебе будет сложновато построить и карьеру. Здесь есть несколько очень важных психологических моментов.
Немного любви
Самый главный момент в испытательном сроке - ты должна хотеть работать именно здесь. По важности он практически равен деловым качествам. Ну и что с того, что ты великолепно разбираешься в компьютерах? Если ты всем своим видом будешь демонстрировать, что "на вас свет клином не сошелся", это никому не понравится. Более того, руководство невольно начнет выискивать у тебя просчеты, придираться. Знаешь ли, очень неприятно иметь дело с высокомерными или равнодушными людьми.
"Меня взяли в компьютерную фирму очень охотно, - делится своим печальным опытом Ольга. - И я была сначала рада этой работе. Но я программист, а пришлось заниматься немного другим. Если не вдаваться в технические подробности, я ожидала творческую работу по составлению программ, а получила организационно техническую и работала с уже готовыми программами. И мне все время казалось, что свои таланты я использую лишь наполовину, что я слишком хороший специалист, чтобы заниматься такой ерундой. В общем, с заданиями я стала справляться все хуже и хуже, и в итоге мы с этой фирмой расстались ужасно недовольные друг другом".
Если ты действительно ничего так не желаешь, как закрепиться на этом месте, не скрывай это желание от окружающих. Это, конечно, не значит, что ты на каждом углу будешь говорить: "Я так хочу здесь работать... Я все что угодно готова сделать..." Завоевание работы - это все равно что завоевание мужчины. Вспомни, как ты в свое время очаровывала своего любимого. Все свои достоинства - крупным планом, прописными буквами. Недостатки? Нет, не скрывай, просто не надо их выпячивать: они есть, но отнюдь не занимают важное место в твоей жизни.
Когда инициатива ненаказуема
Чтобы руководство окончательно поверило, что ты хочешь здесь работать, тебе придется проявлять инициативу. Разумеется, по отношению к работе.
Если у тебя возникло желание стать инициатором традиционных "кофе-питий" по утрам с обсуждением вчерашней телепрограммы или пышных празднований дней рождения, то испытательный срок не самый удачный период для нововведений. Все это ты сможешь осуществить, когда станешь законной частью коллектива.
Абсолютно все начальники, принимая на работу нового человека, ждут, что он внесет свежую струю в деловое творчество: секретарша упорядочит учет документов, учительница найдет общий язык с трудным ребенком, менеджер привлечет новых клиентов, а журналист придумает новую рубрику. Поэтому ищи свежие идеи, предлагай разные проекты - это лучшее доказательство твоей заинтересованности в работе.
Руководство вообще любит, когда подчиненные думают и придумывают, но только, пожалуйста, умерь свою фантазию до разумных пределов и не пытайся кардинально поменять направление деятельности фирмы. И, кстати, имей в виду, что, предложив проект, который получит одобрение, ты должна быть готовой и сама его реализовать.
Перестань бояться, начни работать
Если ты отчаянно боишься не справиться со своими обязанностями, то есть если ты чувствуешь, что задание явно превосходит твои возможности, честно предупреди, что тебе понадобятся консультации. Но не говори: "Ах, это так сложно, я не смогу". Иногда благодаря испытательному сроку открываются захватывающие перспективы для карьерного роста. Как раз в тех случаях, когда ты "прыгаешь выше головы", оказываешься способна на то, чего от тебя никто не ожидал. Инну взяли в гостиницу на должность секретарши, но буквально в тот же день девушка, работавшая администратором гостиницы, уволилась и Инну, как и других девушек с ресепшн, просили периодически выполнять какие-то функции администратора. "Девчонок, вероятно, подавляла ответственность этой работы, - вспоминает Инна, - мне же это казалось ужасно увлекательным: поселить гостя, зарегистрировать его... Уже через пару недель я умела абсолютно все, что должен уметь администратор, и даже не удивилась, когда директор гостиницы предложил мне после испытательного срока занять эту должность".
Чем заняться на рабочем месте
Но даже если ты пока не видишь предпосылок для стремительного карьерного взлета, не сиди на работе без дела. Очень важно уметь найти себе дело самостоятельно. Самая дурацкая ситуация: ты сидишь за столом, одно задание уже выполнила, нового пока не поступило, и заняться вроде как и нечем. Руководство же свято уверено, что хорошему работнику всегда есть что делать на рабочем месте. И в этом начальство, конечно же, право. Когда ты станешь "своей" - убедишься в этом сполна, потому что во время возникшей между делами паузы сможешь залезть в Интернет, выпить кофе, разгадать кроссворд и даже выяснить по телефону отношения с любимым. Но пока тебя "испытывают", не поддавайся этим соблазнам.
Разбери бумаги в своем столе, поизучай документы, подготовь бланки, заполни наперед регистрационные карточки. В общем, что-нибудь делай. В конце концов, сядь за компьютер или возьми ручку с блокнотом и составь план или разработай идеи. Чтобы, когда начальник зайдет поинтересоваться, как ты справляешься с работой и над чем в данный момент трудишься, ты могла бы деловито и подробно отчитаться.
Сколько можно отпрашиваться?
Привычка отпрашиваться, чтобы решать в рабочее время свои проблемы, - это отголосок застойных времен. В тех организациях, где работают по свободному или сменному графику, свои дела делают в свободное от работы время. Там же, где надо "трубить" от звонка до звонка, отпрашиваться приходится - мало ли что может случиться в жизни. Руководство относится к этому по-разному, одни сразу без разговоров отпускают, другие замучают расспросами, что да как. Постарайся не отпрашиваться во время испытательного срока. Руководителю совершенно точно не понравится, если тебе без конца надо будет то лечить зуб, то ждать сантехника, что ребенка вести на танцы, то мужа - на получение охотничьей лицензии. Когда сотрудник отсутствует, народ начинает волноваться: начальство - потому что работа не делается, коллеги - потому что кто-то из них делает ее за тебя. И самое главное: начальника будет раздражать не необъятное количество твоих проблем, а неумение их решать в нерабочее время. Сотрудник, который не может организовать свое свободное время, подумает он, едва ли сможет справляться с работой. И уж тем более не стоит оправдывать свои отлучки сложностями со здоровьем, иначе в твоей фирме просто испугаются, что разорятся на оплате твоих больничных.
Конечно, испытательный срок - период повышенной нервозности. Все-таки это удар по самолюбию, если тебя не возьмут. Но не забывай, что это испытание двустороннее, то есть испытывают не только тебя, но и ты - новое место. Ведь запросто может оказаться, что здесь сплошные козни в коллективе, зарплату выплачивают с задержками, а авралы случаются каждый день из-за коллективной неорганизованности. Если ты видишь, что работа явно не отвечает твоим требованиям, не бойся в конце испытательного срока отказаться от нее. Это, конечно, требует определенного мужества в наше неопределенное время, но, если ты точно знаешь, чего хочешь, и уверена в своих профессиональных качествах, не опускай планку. То, что работу сегодня очень трудно найти, миф, вероятно, придуманный неудачниками, которые ничего не умеют делать. Важно лишь трезво соотнести свои возможности со своими запросами.
Ну а если это именно место, о котором ты мечтала, постарайся не упустить его. Тот факт, что ты новенькая, можно обернуть на пользу себе - никто не знает твоих прошлых ошибок и промахов. На новом месте легко создать себе новый имидж. Собственно, так к испытательному сроку и надо отнестись - как к трамплину для карьерного прыжка.
Не забудь о мелочах
Иногда даже мелочь может сыграть против тебя, поэтому лучше заранее убрать "арбузные корки", на которых многие поскальзываются.
• Когда звонит телефон
Не жди до последнего, когда трубку возьмет кто-то другой. Понятно, что ты не берешь трубку из страха что-нибудь не так сказать. Но это может вызвать стойкую неприязнь у коллег к тебе: они с головой погрузились в дела, а новенькая стоит рядом с телефоном и наслаждается его трелью. Послушай, как другие отвечают по телефону, обрати внимание, принято ли здесь спрашивать, кто звонит, прежде чем подзывать к телефону начальника, - и делай то же самое.
•Если ты не запомнила имена всех коллег
Даже если ты еще не успела заучить весь список личного состава, имена коллег, сидящих с тобой в одной комнате, и тех, с кем постоянно приходится общаться по работе, нужно запомнить сразу и навсегда. Чтобы не возникла ситуация, когда ты громко спросишь: "Тут Мариванну к телефону, кто это такая?" А Мариванна - вот, сидит напротив тебя и сверлит недобрым взглядом. Безусловный плюс тебе, если ты уже на второй день можешь ориентироваться в именах и должностях своих сослуживцев и знаешь, к кому с каким вопросом подойти. Начальство оценит то, что после поручения не придется тебе пояснять: "С этим вопросом вы подойдите к начальнику планового отдела. Не знаете кто?.. Иван Сергеевич. Не знаете где?.. На втором этаже в конце коридора".
• Если ты боишься общаться с клиентами и принимать решения
На самом деле ничего страшного в этом нет. Ведь, взяв тебя на работу, тебе дали информацию о деятельности фирмы, рассказали, как кому отвечать. Ты должна ощутить себя полноправным сотрудником этой организации и вести себя так, будто ты здесь работаешь уже лет сто. Потому что, если ты будешь делать вид, что не видишь и не слышишь вошедшего, и отмалчиваться в ответ на его вопросы, уступая право ответить кому-нибудь другому, о тебе могут попросту забыть. Кому нужен сотрудник, который все время молчит.
• Если ты разрываешься между "мы" и "вы"
Прислушайся к себе, как ты говоришь о работе и коллективе: "вы" или "мы", "ваша" или "наша"? С психологической стороны большая разница, как ты скажешь: "Когда вы сдаете отчет?" или "Когда мы сдаем отчет?", "в вашем отделе" или "в нашем отделе". Когда ты "выкаешь", ты невольно проводишь грань, подчеркиваешь дистанцию между собой и коллегами, остаешься вечным новичком. А когда ты говоришь "мы", ты ставишь себя в один ряд со старожилами, демонстрируя, что вы - вместе, делаете одно дело, и неудивительно, что очень быстро ты действительно станешь одной из них, вполне своей.
Отредактировано Lanvin (2009-04-17 11:00:23)